Экспертное мнение

Наперегонки с обманом

Анастасия Лазибная, основатель и руководитель интернет-проекта «Баба-Деда»


84% людей старшего возраста хотя бы однажды сталкивались с мошенничеством – напрямую или жертвами мошенников становились их близкие люди. Таковы данные опроса посетителей интернет-портала Баба-Деда.ру. Цифра грустная, учитывая, что наша аудитория – это достаточно продвинутые люди пенсионного возраста, которые уже являются Интернет пользователями.

Для нас эта цифра просто катастрофическая, по сути она показывает, что Россия становится страной мошенников, где не брезгуют обманывать людей старшего и преклонного возраста, что нас очень беспокоит. Мы, например, везде говорим том, что в стране необходимо работать со старшим поколением именно в плане профилактики мошеннических действий.

Впрочем, речь далеко не всегда идет о классическом обмане. Старшее поколение не может угнаться за развитием компьютерных технологий, им не всегда интуитивно понятны алгоритмы действий или способы потенциального обмана. Все, конечно, уже выучили, что никому нельзя говорить пин-код от банковской карты, но появились самые разные и новые якобы бесплатные интернет-подписки, фишинговые письма и т.д. Эта гонка бесконечна. Нынешнее старшее поколение застало цифровую реальность в весьма солидном возрасте. Им значительно труднее адаптироваться к изменениям, чем молодежи, которая росла с цифровыми технологиями.

Мы это изменить не в силах, но можем показать старшему поколению мир глазами молодых. Именно такой подход мы использовали, когда по заказу Центрального банка разрабатывали курс по финансовой грамотности для слушателей пенсионного возраста. В каждый урок вставлен специальный раздел «Как экономит/шарит/платит и т.д. молодежь».

IMG_0505.jpg


Есть вещи, которые нам кажутся очевидными, а у человека более солидного возраста они вызывают удивление и недоумение. Например, философия «шеринга». В одном регионе проведения курса финансовой грамотности сам преподаватель не поверил, когда прочитал в учебных материалах, что обладание активами – собственной квартирой или машиной – уже не является для молодежи ценностью, что молодежь спокойно «шарит» (совместно использует - АП) блага цивилизации и вещи, а не покупает их для единоличного пользования. Чуть позже в этом регионе к общению присоединилась куратор группы волонтеров, которая развеяла все сомнения коллеги: она просто попросила 15-тилетнего племянника прочитать наш раздел и сказать, действительно ли так. Подросток с радостью подтвердил.

Зачем мы это делаем? Зачем рассказываем в материалах для старшего поколения про совместное потребление, про бесконтактные платежи, про мобильные приложения? Человека, который понимает среду, в которой он находится, сложнее обмануть. При этом необязательно, чтобы наши родители, бабушки и дедушки начали пользоваться умными часами или расплачиваться в супермаркете мобильным телефоном. Важнее, чтобы они понимали, что происходит вокруг.

Когда человек сталкивается с тем, что жизнь вокруг него меняется на большой скорости и он уже не до конца понимает, что происходит, – это тяжело. Это заставляет чувствовать себя ущемленным, необучаемым, старым.

Сегодня мир меняется настолько быстро, что государство не успевает подтягивать знания старшего поколения. Компьютерные курсы для пенсионеров, которые еще вчера были такими актуальными, сегодня уже не решают задачу понимания старшим поколением современных технологий. Людей надо не просто научить «вкл-выкл», поэтому оптимальная модель передачи знаний должна строиться так, чтобы молодые люди обучали своих пожилых родственников и их ровесников. Например, на курсах финансовой грамотности Центрального банка, оператором которых является наша организация, со слушателями работают студенты-волонтеры, многие из которых обмениваются телефонами и электронными почтами со слушателями, чтобы и в дальнейшем оставаться с ними на связи. И 86% студентов сказали, что им очень помогли наши вводные инструкции-методички по тому, как общаться со старшим поколением, прочитав которые они стали лучше понимать «бабушек и дедушек».

IMG_5739_result.JPG


Проблема финансовой грамотности людей старшего возраста связана не только с бурным развитием цифровых технологий. В последние годы и в нашей стране многие банки, страховые компании, ритейлеры, турфирмы и другие игроки стали выпускать на рынок продукты, рассчитанные на потребителей старшего возраста. А вот дальнейшее продвижение этих продуктов может происходить способами, которые старшее поколение расценивает как мошенничество, особенно это касается агрессивной политики продвижения. Старшему поколению не всегда просто взять паузу на принятие решения, сразу оценить плюсы и минусы предложения, принять оптимальное решение или отказаться, поэтому им часто буквально навязывают что-то, что формирует недоверие ко всему сектору банковских услуг и страховых продуктов.

С финансами у пенсионеров, кстати, очень любопытная ситуация. Пенсии в России действительно оставляют желать лучшего, но российские пенсионеры в силу исторических причин, паттернов поведения (все ради детей, экономим на себе) умудряются быть главными кормильцами домохозяйств, умудряясь содержать и себя, и своих взрослых детей, и их семьи, и еще что-то откладывать.

Так, например, на наших курсах финансовой грамотности в одном из регионов людям рассказали о работе Агентства по страхованию вкладов (АСВ), и максимальное покрытие страховки – миллион четыреста тысяч – вызвало активные обсуждения аудитории, которая сразу начала думать, как же обезопасить все, что сверху.

Впрочем, если у пожилого человека в России есть накопления, то это еще не значит, что он готов их тратить. Многие откладывают «на похороны» или хотят успеть помочь детям построиться, выучить, «поставить на ноги». Это вообще все еще хорошо ложится на наш менталитет: грубо говоря, одни трусы есть и ладно, остальное – внукам. В больших городах потихоньку все меняется, в том числе и отношение к себе, и пенсионеры, особенно молодые, охотнее тратят деньги на себя. Но до сих пор есть такие вещи, которые считаются роскошью, как, например, путешествия. А есть базовые, вроде здоровья – ЗОЖ, йога, танцы, санатории, на котором экономить уже становится не принято.

IMG_5715_result.JPG


Но все же Россия – страна протяженная и многонаселенная, поэтому другая крайность заинтересованности в своем здоровье проявляется у людей более солидного возраста, которые не живут в столицах и на которых часто и рассчитывают шарлатаны, готовые за деньги «исцелить» от любого недуга, впарить чудо-БАДы. У нас люди, к сожалению, устроены так, что лучше понесут свои деньги им, чем купят хорошую медицинскую страховку. К любому страхованию у нас стойкое недоверие: люди привыкли, что их всю жизнь обманывали, и не верят в справедливую компенсацию при наступлении страхового случая. Но потом идут и отдают большие деньги за волшебные пилюли.

IMG_8579.JPG


Поэтому наш проект как разработчик курса финансовой грамотности для старшего поколения в принципе вкладывает более широкий смысл в термин финансовой грамотности. Для нас это очень комплексная история, которая начинается с психологии возрастного человека, идет в сторону новых полезных Интернет сервисов, сразу затрагивая элементы компьютерной грамотности, затрагивает современную среду и продвинутые финтех, который должен понимать каждый, останавливается на том, что можно и нужно сэкономить, получив в виде натуральных льгот.

Финансовая грамотность в такой стране как Россия, где много регионов с разной экономической ситуацией, где пенсионерами становятся достаточно рано и соответственно старшее поколение очень разновозрастное, с разными возрастными когортами внутри и со своей психологией, – это сложная и интересная история. И подходить к ней надо без страха и с открытым умом, не давая сложившимся стереотипам о старшем поколении пойти по проторенной дорожке и наименьшему сопротивлению.

08.05.2018